Ульяновская область, г. Барыш, ул. Аптечная, д.7

bcrb@mail.ru

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ: 8 (84253) 21-4-01     РЕГИСТРАТУРА: 8 (84253) 26-3-54

Версия для
слабовидящих

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни, может произойти, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев, и при этом подросток ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. 

Будьте внимательны! 

Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях – миф

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. 

Характерные признаки суицидальных намерений можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные. 

Словесные признаки

Подросток, с суицидальными намерениями, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: 

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой», «я не могу так дальше жить». 
  2. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой», «тебе больше не придется обо мне волноваться». 
  3. Много шутить на тему самоубийства. 
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти. 

Поведенческие признаки

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами. 
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
    • в еде - есть слишком мало или слишком много;
    • во сне – спать слишком мало или слишком много;
    • в школьных привычках – пропускать занятия;
    • во внешнем виде – стать неряшливым;
    • замкнуться от семьи и друзей.
  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния. 

Ситуационные признаки

У подростков могут возникнуть суицидальные намерения, если: 

  1. Социально изолирован (не имеет друзей, чувствует себя отверженным); 
  2. Живет в нестабильном мире (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема); 
  3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального. 
  4. Предпринимаемая ранее суицидальная попытка. 
  5. Имеет подобный опыт среди друзей, знакомых или родственников. 
  6. Перенес тяжелую потерю (развод родителей, смерть кого-то из близких)             
  7. Слишком критически настроен по отношению 

На что следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие; 
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость; 
  • проявление тяги к уединению, отдаление от близких людей; 
  • резкие перепады настроения, неадекватные реакции, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь; 
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность; 
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины; 
  • склонность к риску, к  неоправданным и опрометчивым поступкам; 
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне; 
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их; 
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти; 
  • обращать внимание на обсуждаемые темы в посещаемых Вашим ребенком социальных сетях (вконтакте, одноклассники и т.д.). 

Рекомендации родителям и педагогам

  1. Внимательно выслушайте ребенка. 
  2. Оцените серьезность  его намерений и  чувств. Если уже имеется конкретный план – ситуация более острая. 
  3. Оцените глубину эмоционального переживания. Ребенок может иметь серьезные трудности, при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. 
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже незначительным обидам и жалобам. 
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он о самоубийстве. 

Во время беседы с подростком необходимо убеждать в следующем: 

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является  временным; 
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; 
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но  такое важное решение лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать, взвесить все «за» и «против»;
  • попросите задуматься, стоит ли, пройдя лишь часть жизненного пути, лишить себя возможности, узнать, что будет дальше. 

При этом необходимо обратиться за помощью к специалистам (школьный психолог, клинический психолог, психотерапевт, врач-психиатр) В случае отказа подростка, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи. 

Взрослые, помните!

Спасти ребенка от одиночества, от необдуманных, необратимых поступков можно только вниманием и заботой!  

Любите своих детей. Принимайте их, как они принимают Вас. Будьте искренне и честны в своем отношении к своим детям и к самим себе.

Государственное учреждение здравоохранения
«Барышская районная больница»

Ульяновская область, г. Барыш, ул. Аптечная, д.7

8 (84253) 21-4-01

e-mail: bcrb@mail.ru